Последний визит: 2024-01-09 20:59:52
Сейчас не в сети

97.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 15. ТЕКСТ 1-5.

97.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 15. ТЕКСТ 1-5.




Глава 15. Пурушоттама-йога, йога Высшей Личности


ТЕКСТ 1


шри-бхагаван увача
урдхва-мулам адхах-шакхам
ашваттхам прахур авйайам
чхандамси йасйа парнани
йас там веда са веда-вит

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; урдхва-мулам - то, корни которого устремлены вверх; адхах - вниз; шакхам - то, ветви которого; ашваттхам - дерево баньян; прахух - говорят; авйайам - вечное; чхандамси - ведические гимны; йасйа - которого; парнани - листья; йах - который; там - то; веда - знает; сах - тот; веда-вит - познавший Веды.

Верховный Господь сказал: Писания говорят о вечном дереве баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого - ведические гимны. Познав это дерево, человек постигает мудрость Вед.


БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «1.Шри Бхагаван Сказал: Корнями вверх, ветвями вниз, говорится, растет вечное дерево баньян, листья которого – ведические гимны. Любой, кто знает это дерево, знает Веды.




КОММЕНТAРИЙ: Услышав о важности бхакти-йоги, человек может спросить: «A как же Веды?» Из данной главы мы узнаем, что цель изучения Вед - постичь Кришну. Поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением, уже знает Веды.

БОГ: Старые веды объявлены Богом в современном мире неавторитетными. Их изучение современным преданным, как и ссылки на них, запрещены. Современный преданный обязан изучать Новые Святые Писания, данные Богом Кришной людям начала третьего тысячелетия. Также, тот, кто занимается преданным служением, не может быть объявлен знатоком вед, ибо эти знания неавторитетны, и не может считаться знающим Новое Святое Писание, ибо его постигать необходимо в процессе преданного служения пошагово, Волею и Планом Бога, в процессе выполнения также духовных практик и аскетического и добродетельного образа жизни, что единственно может утверждать в человеке Новые Святые Писания.



Лабиринт материального мира сравнивается здесь с баньяновым деревом. Тот, кто поглощен кармической деятельностью, может вечно странствовать по его ветвям, перебираясь с одной на другую, затем на третью и т.д. Дерево материального мира поистине бесконечно, и тот, кто привязан к нему, лишен возможности обрести освобождение.

БОГ: Так может мыслить лишь достаточно невежественный преданный. На самом деле материальный мир абсолютно Управляется Личностью Бога Кришны, здесь присутствует строгий и неизменный извечный порядок, где все и каждый именно на своем месте, в своем пути материального и духовного развития, и каждый в свое время будет выведен за пределы материального существования. Никто здесь не запутывается в сетях иллюзорных энергий Бога, не блуждает по лабиринтом материальной деятельности, все и каждый поднимаются, ведомые Богом Кришной, только вверх, Волею Бога развивая качества, которые в свое время выводят на путь преданного служения и через путь преданного служения выводят каждого на духовный план. Никто в материальном мире не задерживается, нет у Бога здесь потерянных или забытых, нет тех, кто имеет преимущество, нет тех, кто не поспевает. Все к материальному миру вмеру привязаны, пока в этом есть необходимость, и в свое время каждый этот материальный мир Волею Бога оставляет, когда он все, что было необходимо, привнес в человека и его материальное и духовное развитие и более ничего к этому уже добавить не может, ибо и достаточно. Человек готов к духовному плану.


Ведические гимны, помогающие живому существу возвыситься, называют листьями этого дерева.


БОГ: В данном стихе речь идет не о возвышении, а о том, что в материальном мире, словно листьев на дереве, много есть напоминаний о праведности, законах Бога, о нравственности, чистоте, уповании на Бога. Все это как ориентиры в материальном мире, которые дает и поддерживает Бог Кришна, которые пронизывают и светское и религиозное общество, напоминая человеку о добродетели, долге, ответственности, помощи, о благодарности Всевышнему, о пожертвованиях, о любви, о миролюбии и милосердии, о труде, о чести, совести, доброжелательности, об аскетизме, о простом образе жизни, о старании, о терпении, о прощении, о неосуждении… Все это витает и в духовном или религиозном направлении, и в материальной литературе, искусстве, в творчестве, в общении, в мыслительном процессе, в сложных ситуациях, в которых оказываются люди, в пути преодолений…



Корни этого дерева растут вверх, ибо их начало на планете Брахмы, высшей планете материальной вселенной.


БОГ: Нет, неверное толкование. Нет Брахмы. И нет его планеты. Корни дерева баньян растут вверх… - это обозначает, что люди не могут по этому дереву самостоятельно подняться к Богу, без Бога у них потеряны всякие ориентиры. И там, где они надеются, что есть вершина, там они без Бога неизменно натыкаются на привязанность к материи, к ее корням.


Тот, кто постиг это вечное дерево иллюзии, получает возможность покинуть его.


БОГ: Так можно сказать. Но и этот вопрос человек сам не решает. Только Бог, проводя по всем рождениям в колесе сансары, постепенно дает понимание человеку в том, что представляет собой материальный мир и о том, что это материальное существование не есть извечная обитель живых существ, и этот путь отнюдь не прост, но полон страданий и преодолений. И только Бог Указывает живому существу, как или через что человек может оставить этот материальный мир навсегда.




Этот метод, который поможет нам выбраться из лабиринта материальной жизни, нужно хорошо понять. В предшествующих главах говорилось, что есть много путей, ведущих к освобождению. Но все главы вплоть до тринадцатой убеждали нас в том, что самым лучшим из них является преданное служение Верховному Господу.


БОГ: лабиринтов в материальном мире нет. И материальные люди здесь не сосредотачивают Волею Бога свой мыслительный процесс, но идут так, как ведомы Богом Кришной, и никто не может уклониться хоть сколько-нибудь от своего пути или судьбы. Но те, кто слишком много мудрствует и не Знает Бога Кришну, могут воспринимать материальный мир, как лабиринт, что многих может приводить и в отчаянье и великое внутреннее потрясение от осознания своей беспомощности и ввиду того, что люди не религиозны. Такой страх у определенной ступени человеческого развития присутствует, и он свойствен тем, кто уже начинает мыслить о смысле жизни и пытаться понять закономерности устройства материального мира и существования, чтобы как-то на уровне мысли и понимания определиться и с собой и своим направлением. Но действительно, упорядочивает мыслительный процесс и привносит мир в человека только путь преданного служения и Слово Бога, дающее разъяснение и материальному человеку и преданному, кто он, откуда и куда идет и что его ожидает, как и какое средство ему в помощь, чтобы в свое время перейти на духовный план. Этим средством, безусловно, является, объявлено Богом только преданное служение, достаточно длительное, старательной и всеобъемлющее. Других альтернатив ему нет и искать не следует.


В основе преданного служения лежат отрешенность от материальной деятельности и привязанность к трансцендентному служению Господу.

БОГ: В основе преданного служения лежит изучение Слова Бога и следования Ему, непременно поклонение Богу Кришне, аскетический образ жизни, добродетель, духовные рекомендуемые Богом Кришной практики. И только как следствие отсюда могут произрастать Волею Бога высокие духовные качества, одно из которых есть отрешение от материального мира, но в свою меру, на сколько дает преданному Бог Кришна. Сразу с отрешенности Бог не позволит начинать преданное служение никому, ибо такая отрешенность считается надуманной, зыбкой, не качественной. А она должна быть естественной, необратимой, разумной, Управляемой Богом Кришной, милосердной. Ибо есть такая отрешенность преданных, которая забывает напрочь о помощь другим, о добром отношении к материальному миру и которая утверждает гордыню.


Процесс избавления от привязанности к материальному миру описан в начале данной главы. Корень дерева материальной жизни находится наверху. Это значит, что он берет начало в совокупной материальной энергии (прадхане) и оттуда спускается на высшую планету материальной вселенной. С этой планеты начинается вся вселенная с ее многочисленными ответвлениями, какими являются различные планетные системы.

БОГ: Нет, слишком эта трактовка заумная и привязана к тому, чего не существует. И где это там, наверху присутствует корень жизни, если Бог равно присутствует и творит везде. У Личности Бога нет ни верха, ни низа. Совокупная материальная энергия у Бога Кришны везде в космическом пространстве. Также, не существует некоей «высшей планеты материальной вселенной», с которой бы начинались все вселенные да еще и с некими «многочисленными ответвлениями». Это чистая спекуляция неразвитого или почти материального ума, оперирующего произвольно ведическим вымыслом и выдающим его и свое умозаключение за окончательную истину.



Плоды, растущие на дереве материальной жизни, - это результаты деятельности живых существ, а именно религиозность, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение.



БОГ: Так можно сказать. Но плоды или результаты материальной деятельности людей достаточно более разнообразны и выходят далеко за рамки, приведенные комментатором. Но всегда надо понимать, что все плоды в материальном мире есть только и единственно труд Бога, Управляющий всем материальным творением, развивающий это творение именно через материальную деятельность, работая с каждым Лично, непрерывно, Своим полным целым, в колесе сансары, развивая в каждом те качества через средства материального мира, которые в свое время выводят каждого через путь преданного служения на духовный план.



В материальном мире мы не видели дерева, растущего корнями вверх, а ветвями вниз, и тем не менее такие деревья существуют. Их можно увидеть на берегу водоема. Растущие там деревья отражаются в воде, и ветви их кажутся устремленными вниз, а корни - вверх. Иными словами, дерево материального мира - это не более чем отражение настоящего дерева, дерева духовного мира.


БОГ: Многие философы материального мира пытаются представить материальный мир как отражение духовного, т.е. перевернутый духовный мир и подводят под базис доказательств многие личные измышления. Материальный мир и духовный мир – это разные миры и невозможно, представляя один мир, как-то пытаться предначертать качества другого мира. Но надо понимать, что материальный мир есть то, что предшествует духовному миру и подготавливает человека на духовный план. Поэтому, духовный план можно рассматривать, как некоторое продолжение существования души с учетом, что она не может уже считать себя независимой, не может быть в своих деяниях направленной на себя и своих близких, не может много потреблять, ибо не обладает материальным телом и не требуется ей особое обеспечение, для поддержания этого тела. Также, на духовном плане все, что окружает человека, есть дух, тонкая форма, которая также легко может трансформироваться в любое состояние, в любую форму, что делает существование и удобным и красивым, и обеспеченным, и могущественным, ибо душа обладает сильной энергетической поддержкой и не зависит ни от каких внешних воздействий. Также, на духовном плане нет той любви, которая присутствует в материальном мире, нет борьбы за счастье, нет и тревог, как и нет и преодолений таких, как в материальном мире. Но все это не в противоположность материальному миру, а в награду за те качества и усилия, которые человек и приобрел и проявил в условиях материального мира. Но на духовном плане есть также труд, и он есть основа духовного существования, ибо есть только служение Богу Кришне, что также требует и знаний высокой духовной направленности, и качеств, и стараний. Но все это и приносит великое умиротворение и состояние благости и счастья. Также, на духовном плане есть любовь к Личности Бога Кришны, но это уже несколько другая форма любви и никак не может быть сравнима с любовью материальной.



Дерево духовного мира отражается в воде желания так же, как дерево на берегу водоема отражается на поверхности воды.


БОГ: Нет. Все не так. Это есть личные философские измышления комментатора, не достойные внимания, или глупость.


Желание - это изначальная причина всего, что мы видим здесь в свете материального бытия, который отражает духовный свет. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен очень тщательно, систематически изучить природу дерева этого мира. Только тогда ему удастся порвать с ним все связи.


БОГ: Изначальной Причиной всего является Личность Бога Кришны. Другой Причины не существует. Также, все желания дает человеку, любому живому существу только Бог Кришна, ибо это есть один из путей материального и духовного развития творения, что есть Извечный труд Бога над Своим творением. Также, материальное бытие не отражает никак духовный свет. Это не так. Этот вопрос не доступен человеческому пониманию и домыслы здесь запрещены, ибо они могут вводить материальный мир в серьезное заблуждение относительно себя. Также, если человек согласно своей ступени материального и духовного развития имеет своей целью выйти на духовный план, то ему ничего не надо изучать, никакое древо материального существования. Все, что ему будет необходимо, Бог даст в понимание через круговорот сансары. А выводить из материального мира на духовный план может только полноценный путь преданного служения. Но этот вопрос, опять же, относительно каждого решает только Личность Бога Кришны.



Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Все, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном.


БОГ: Не следует эту мысль развивать касательно отражения духовного мира в мире материальном. Это излишние спекуляции ума, есть греховная наказуемая деятельность. Просто надо понимать, что духовный план есть продолжение бытия души, никак не аналогия материальному существованию, и здесь, на духовном плане, есть то, что в материально мире невозможно и непостижимо для понимания. Также, на духовном плане нет ничего, что было бы не по Воле Бога Кришны, что как-то отражало желания самого человека, что было бы против хоть одного живого существа, что было бы не известно никому или не понятно. Все на духовном плане не могут делать то, что помыслили сами, ибо и своей мысли не существует или она неотлична от Воли Бога в каждом и вне каждого.


Имперсоналисты считают корнем дерева материальной жизни Брахман, а из него, согласно философии санкхьи, вырастают пракрити, пуруша, затем три гуны, после чего появляются пять грубых элементов (панча-маха-бхута), десять чувств (дашендрия), ум и т.д. Таким образом весь материальный мир раскладывают на двадцать четыре элемента.


БОГ: Все сторонние мнения людей разных ступеней материального и духовного развития в материальном мире не следует приводить в Святом Писании. Это захламляет Писание, порождает неприемлемые для Писания разнотолки, не выкристаллизовывает Слово Бога, делает писание ущербным и неавторитетным. Кто и что считает – это их ступень, это человеческие поиски истины, это, по сути, не имеет границ в материальном мире. Все это разноголосье есть подступы к преданному служению, все это есть искажения истины, ибо основаны на личных домыслах при очень незначительном прочтении тех или иных писаний. Этим людям Сам Бог дает их ошибочное мышление, и Сам Бог в свое время будет его исправлять божественными средствами. Осуждать этих людей, обсуждать их понимание преданным не следует, как и не следует никому и ни на что открывать глаза. Это работа Бога с каждым, в свое время, своим путем.


Но если центром всех проявленных миров является Брахман, то образованную ими сферу можно разделить на две половины. Первая - это материальный мир, а вторая - духовный. Материальный мир является искаженным отражением духовной реальности, следовательно, духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, но реального, а не иллюзорного.


БОГ: Все эти рассуждения не имеют никакого отношения к непосредственно тексту, есть рассуждения невежественного комментатора, который понятия не имеет о том, о чем он говорит. Не нужны никакие рассуждения, то или иное утверждающие или опровергающие. Все это хлам, то, что не имеет отношения к Слову Бога. Нельзя, великий грех писать все то, что пришло к человеку наитием… и делать еще из своих рассуждений выводы, таким образом привнося в знание преданных великую путаницу и то, что не от Бога, неавторитетно, не имеет место быть, не должно быть обсуждаемо, ибо это никак ни в помощь преданному служению, никак не способствует развитию человека, ничего не проясняет, но приводит к философствованию там, где это запрещено. И что? Бог теперь должен объяснять так или не так? Все не так.



Пракрити - это внешняя энергия Верховного Господа, а пуруша - Сам Верховный Господь, о чем говорится в «Бхагавад-гите».


БОГ: Так можно сказать.



Будучи материальным, этот мир не вечен.

БОГ: Так можно сказать.


Всякое отражение то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно. Материальное отражение настоящего дерева должно быть срублено.

БОГ: Это уже не понятно, о чем. В вопросах материального и духовного мира слово «отражение» вообще не должно употребляться. Ибо ничто и ничего не отражает. Нет такого. Все у Бога НАСТОЯЩЕЕ. И материальный мир и духовный. Всему есть смысл, все есть творение Бога, все есть направленный труд Бога. И ничего здесь рубить не надо. Переход человека из материального образа жизни на путь преданного служения происходит не по воле человека, но есть труд Бога, направленный на творение, где каждого Бог готовит к преданному служению достаточно последовательно, ничего в человеке не круша и не ломая, как и окружающий его материальный мир. В преданное служение человек приходит подготовленный и материальными качествами и духовными, и опытом, и пониманием. Его решительности по большому счету для прихода на путь преданного служения не требуется. Все это было сказано древним, сказано образно, чтобы помочь многим определиться с переходом на путь служения именно Богу Кришне, решительно отказавшись от всех других религий.



Когда про человека говорят, что он знает Веды, подразумевается, что он знает, как разрубить узел материальных привязанностей. Тот, кто знает, как это сделать, постиг суть Вед.


БОГ: Старые веды объявляются Богом Кришной неавторитетными писаниями и их упоминать не следует. Что касается того, что человек знает, как «разрубить узел материальных привязанностей», то для этого этому человеку много ума не нужно. Это не очень сложная вещь, чтобы понять, что путь на духовный план лежит через путь преданного служения Богу Кришне. Так знающий преданный, никаких особых знаний, так понимая, не проявляет, и невозможно о нем сказать только по такому пониманию, что он знает СЛОВО БОГА.


A люди, привлеченные описанными в Ведах жертвенными обрядами, любуются красотой зеленых листьев на дереве материальной жизни. Они не знают, какова истинная цель Вед. Цель Вед, как о ней говорит Сам Господь, - срубить отраженное дерево материальной жизни и достичь истинного дерева духовного мира.

БОГ: Материальный человек будет наслаждаться материальным миром столько, сколько ему даст Бог, ибо именно материальный мир Волею Бога развивает те качества в человеке, которые в свое время и выводят на духовный план. Также, материальный мир ни есть отражение духовного, но есть непременное средство Бога, подготавливающее материальный мир в лице живых существ в теле человека достигать те качества высокого материального и духовного порядка, которые в свое время Волею Бога и выводят на духовный план. Нельзя враждебно относиться к материальному миру и нельзя буквально воспринимать тексты, призывающие срубить личное древо материального бытия, дабы выйти на духовный план. Этот вопрос для каждого решает Бог Кришна более миролюбиво через качества человека, которые развивает через и сам материальный мир и через путь преданного служения в нем.



ТЕКСТ 2


адхаш чордхвам прасритас тасйа шакха
гуна-правриддха вишайа-правалах
адхаш ча муланй анусантатани
карманубандхини манушйа-локе

адхах - вниз; ча - и; урдхвам - вверх; прасритах - простирающиеся; тасйа - его; шакхах - ветви; гуна - гунами материальной природы; правриддхах - питаемые; вишайа - объекты чувств; правалах - побеги; адхах - вниз; ча - и; мулани - корни; анусантатани - распространяющиеся; карма - с деятельностью; анубандхини - связанные; манушйа-локе - в мире людей.

Ветви этого дерева растут вверх и вниз, питаемые тремя гунами материальной природы. Его побеги - это объекты чувств. У этого дерева есть также корни, растущие вниз и связанные с кармической деятельностью в мире людей.



БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «2.Вверх и вниз простираются его ветви, развитые гуннами материальной природы, прутья – объекты чувств, также корни, простертые вниз, привязывают к кармической деятельности в человеческом обществе.». О чем здесь. Очень не просто по такому аллегорическому описанию дерева баньян понять суть работы Бога в материальном мире, как и устройство материального мира, как и какими инструментами Бог Управляет материальным миром. Одно сразу можно увидеть: этот труд Бога не на виду, сложен, не просто увидеть в материальном мире присутствие гун материальной природы, наводнение материальными чувствами, привязанность материального мира к колесу сансары, к кармической деятельности. Не просто уяснить себе что означают корни, ветви, листья, как все это связать с развитием творения, как увидеть привязанность творения к материальному миру и направление его движения. На самом деле этот пример не столько может разъяснить, сколько запутать неискушенного человека; и из этого дерева баньян можно извлечь только сложность устройства материального мира и непостижимость работы Бога. Но все же, что можно из этого стиха извлечь. Гуны материальной природы или иллюзорные энергии Бога развивают материальный мир, ибо само дерево символизирует совокупный материальный мир, а разнонаправленные ветви – его многообразие, уровни развития, разных живых существ, участвующих в развитии. Распростертые в разные стороны ветви дерева баньян, по сути, дают как бы картину всему дереву, характеризуют его строение и форму, его сложность, его неожиданность, его уникальность, все через ветви разной длины, формы, толщины, количества прутьев, собственной ориентации, как угодно простирающиеся, не имеющие очевидного одного закона своего направления и развития. То же происходит и с творением, которое Бог развивает многоступенчато, индивидуально, скрупулезно, как ветви баньяна гунами природы в разных направлениях, без очевидных для человека законов развития, с большими ветвями соседствуют помельче, все как бы имея один источник, питающий их, идет только своим путем, каждая ветвь наполнена своим направлением. Вот так можно было бы примерно себе представить творение, в совокупности управляемое Богом, но каждый устремлен в своем направлении и в свою меру. Ветвей на дереве баньян – видимо невидимо, великое премножество, хоть и ограниченное, но создает при обозрении дерева иллюзию несметного числа ветвей. Но каждая ветвь имеет множество прутьев, за счет чего дерево выглядит объемистым, непонятно устроенным. Божественная Личность сравнивает эти прутья с объектами чувств в материальном мире. Их не счесть. Чем их больше, тем более материальный мир оживлен и тем больше приходит в движение под влиянием иллюзорных энергий Бога. Т.е. Этим примером Бог показывает взаимообусловленность объектов материального мира, наслаждающих чувства и таким образом вовлекающих в развивающие материальные игры и роли, и живых существ, которые в эти развивающие игры вовлекаются. Это достаточно жесткая и непреодолимая согласно устройству материального мира связь, связь живого существа и объектов наслаждения. А в примере связь ветвей и их составной и неотъемлемой части – прутьев. А все вместе есть работа гун природы в материальной мире или работа Бога через иллюзорные энергии Бога. Т.е. через пример человек может уяснить для себя, что, как едино дерево баньян, где неотделимы ветви и прутья, так едино творение с развивающими его объектами, и эту работу и эту связь осуществляют гуны природы. Но что еще на этом примере можно употребить для духовных знаний, как некоторую основу восприятия азов устройства и развития материального мира? Корни, простертые вниз… Вообще, корни всегда подразумевают прочную и как бы незыблемую основу. Если корни устремлены вниз, то основа преимущественно материальная. Если рассматривать дерево баньян, символизирующего материальный мир, то в таком случае корни могут символизировать основу, держащую и удерживающую материальный мир преимущественно. Но такой основой является изначально все же труд, именно кармический труд, труд, привязывающий к материальному миру, ибо есть запрещенный преимущественно, ибо материальные люди не посвящают свой труд Богу и потому привязаны к вращению в колесе сансары. Это устройство материального мира изначальное. В целом иначе развиваться материальное мышление, материальные качества не могут, как только в колесе сансары. Лишь некоторые в свое время Волею Бога через практику преданного служения вылетают из тисков материи; и при этом сама материя и ее законы остаются незыблемы, ибо имеет своей целью развитие живых существ именно материальное с материальными качествами, где также человек автоматически подготавливается к преданному служению. Но те, кто уже качествами преодолевает гуны природы, те люди уже не могут развиваться материально, путы обрываются, человеку здесь более делать нечего, и он выходит Волею Бога на духовный план. А материя, как работала, так и работает, привязывая к работе, к объектам материальных наслаждений, Волею Бога работая с каждым индивидуально; все здесь идут туда, куда ведет Бог, все на разных ступенях развития и все в целом материальное творение не имеет одного русла, одного для всех направления, одного закона на каждый данный момент, ибо один еще должен грешить, другой уже начинает осмысливать свой путь, третий уже идет к Богу, и таких всех разновидностей не счесть и их не упорядочить, ибо все и обо всех и о каждом знает Бог; а в человеке, как бы он ни пытался осмыслить материальный мир, в голове будет только хаос, подобно тому, как непонятно или непостижимо устроено дерево баньян, представляющее собой слабое подобие сложности и непостижимости устройства материального мира. Но с этим хаосом в каждом материя и справляется, все упорядочивая и подготавливая к преданному служению автоматически, вращая каждого Волею Бога в колесе сансары






КОММЕНТAРИЙ: В данном стихе Кришна продолжает описывать баньяновое дерево. В его нижней части находятся все живые существа разнообразных видов и форм: люди, животные, лошади, коровы, собаки, кошки и т.д. Все они занимают нижние ветви баньянового дерева, а на его верхних ветвях располагаются живые существа более высокого уровня: полубоги, гандхарвы и многие другие.


БОГ: Нет, конечно. Бог не подразделяет в этом древе живые существа на высшие и низшие и не отводит им разные уровни расположения на этом как бы древе материального существования. Также, нет, не существует ни полубогов, ни гандхарвов ни прочих других высших форм существования, отличных от тела и формы существования человека.


Как обыкновенное дерево питается водой, так и дерево материальной жизни питают три гуны материальной природы. Можно видеть, как земля из-за недостатка воды превращается в пустыню, и наоборот, напоенная водой, покрывается пышной растительностью. Aналогичным образом, в тех местах, где преобладают определенные гуны природы, появляются соответствующие им виды жизни.

БОГ: Гуны материальной природы есть Сам Бог Кришна, Управляющий и развивающий Свое творение через многочисленные Божественные иллюзорные энергии (разделенные на три части условно), полностью пронизывающие весь материальный мир. Гуны природы не питают, а развивают материальный мир, во всех его направлениях через все его проявления, точечно, неизменно, затрагивая все его области, все формы жизни и существования, на всех ступенях материального и духовного развития. Об этом в части текста 2: «Вверх и вниз простираются его ветви, развитые гуннами материальной природы».


Побеги этого дерева - это объекты чувств.


БОГ: Не о побегах идет речь, а о прутьях дерева, которых больше на дереве баньян, чем ветвей, и эти прутья символизируют объекты чувств. Т.е. куда ни посмотри – они везде. Так и есть в материальном мире на всех уровнях материального существования. И эти объекты чувств, являясь составной частью ветвей дерева, непременно, как и сами ветви, простираются, находятся под управлением и развитием гунн материальной природы.


В зависимости от влияния материальных гун живые существа получают различные органы чувств, с помощью которых они могут наслаждаться разнообразными объектами чувств.


БОГ: Живые существа получают свои тела не от гунн природы или иллюзорных энергий Бога, а согласно своей карме, своей ступени материального развития и согласно Воле и Плану Бога на развитие живого существа; живые существа получают тела от Бога Кришны через материальную природу, которой или посредством которой Бог Управляет материальным миром и его поддержанием и развитием. Т.е. нет такого, что гунны природы, зная желания человека и направленность его чувств к чувственным наслаждениям, наделяют живое существо и соответствующим телом. Такого нет. Бог не смотрит на желания живого существа, а работает над его развитием, и эти желания в новой жизни может никак не учитывать или отправить даже очень сильные желания в забвение.


Концы ветвей баньянового дерева - это органы чувств: уши, нос, глаза и т.д., которые хотят наслаждаться различными объектами чувств.


БОГ: Это уже домысел. Об органах чувств в тексте Бог не говорит и до такой степени не углубляет сравнение баньянового дерева с материальным миром и живыми в нем существами. Это надумано. Это неприемлемо. Это излишнее толкование. Ибо никакое дерево никакой формы не передаст устройство материального мира и присутствующих в нем живых существ и их взаимоотношение с материальным миром доподлинно и в строгой аналогии образов. И это не нужно. Необходимо было донести непостижимость материального мира, присутствие в нем Бога через иллюзорные энергии Бога Кришны, показать, что на некотором этапе развития человека возникает вопрос о переходе его на путь преданного служения, который должен быть процессом необратимым, выводящим на духовный план, процессом, преодолевающим привязанность к материальному миру и его многочисленным внешним материальным объектам, убирающим преимущественную зависимость от гунн материальной природы.



A его побеги - объекты чувств: звук, форма, касание и т.д. Его воздушные корни - это различные проявления привязанности и неприязни, порожденные страданиями и наслаждениями, которые нам довелось испытать.


БОГ: Тоже надумано. Это излишнее толкование, вне Слова Бога. Запрещается.


Склонности к благочестивой и греховной деятельности - это вторичные корни, растущие во всех направлениях.


БОГ: Домысел. Не истина. Вольный комментарий. Не Угодно Богу такое измышление. Мешает постичь человеку ту суть, которую имел ввиду Бог. Засоряет сознание излишним неавторитетным знанием.


Главный корень этого дерева находится на Брахмалоке, а все прочие корни - на планетах, населенных людьми.


БОГ: Нет. Это домысел. Не существует ни Брахмы ни Брахмалоки. Это неавторитетные знания. Запрещены.


Насладившись результатами благочестивой деятельности на высших планетах материальной вселенной, живое существо возвращается на Землю и начинает вновь заниматься кармической деятельностью, чтобы снова подняться на высшие планеты. Нашу планету, населенную людьми, называют поэтому полем деятельности.


БОГ: Эти рассуждения вне текста, ни есть истина. Запрещены.



ТЕКСТЫ 3 - 4


на рупам асйеха татхопалабхйате
нанто на чадир на ча сампратиштха
ашваттхам энам су-вирудха-мулам
асанга-шастрена дридхена чхиттва
татах падам тат паримаргитавйам
йасмин гата на нивартанти бхуйах
там эва чадйам пурушам прападйе
йатах правриттих прасрита пурани

на - не; рупам - форма; асйа - этого (дерева); иха - здесь (в этом мире); татха - также; упалабхйате - воспринимается; на - ни; антах - конец; на - ни; ча - также; адих - начало; на - ни; ча - и; сампратиштха - основание; ашваттхам - дерево баньян; энам - это; су-вирудха - крепко удерживаемые; мулам - то, корни которого; асанга-шастрена - топором отрешенности; дридхена - прочным; чхиттва - срубив; татах - потом; падам - место; тат - то; паримаргитавйам - которое следует найти; йасмин - в которое; гатах - ушедшие; на - не; нивартанти - возвращаются; бхуйах - вновь; там - к Нему; эва - непременно; ча - также; адйам - к изначальному; пурушам - к Личности Бога; прападйе - предаюсь; йатах - от которого; правриттих - начало; прасрита - простирающееся; пурани - древнее.

Истинную форму этого дерева невозможно увидеть в материальном мире. Никто не знает, где его конец, где начало и где основание. Но, вооружившись топором отрешенности, мы должны разом срубить это дерево, пустившее глубокие корни. Затем нужно найти то место, откуда мы уже никогда не вернемся в материальный мир, и предаться Верховному Господу, стоящему у истоков всего сущего с незапамятных времен.


БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «3-4.Также в этом мире невозможно постичь ни форму этого дерево, ни конец, ни начало, ни также основу. Это дерево баньян, сильно пустившее корни, необходимо решительно срубить оружием отречения. После этого необходимо прийти к тому высшему положению, начиная идти с которого никогда не возвращаются снова и, начиная с этого места, непременно предаться Верховной Божественной Личности, от Которой все исходит и простирается с незапамятных времен.».



КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что истинную форму баньянового дерева нельзя увидеть в материальном мире. Как отражение, оно растет корнями вверх, поэтому настоящее дерево начинается за пределами этого мира. Блуждая по кроне материального дерева, мы не видим, как далеко оно простирается и где берет начало.


БОГ: Не надо блуждать по кронам и ветвям призрачного баньянового дерева, но понять, что это есть образ устройства материального мира, предложенный тем Личностью Бога, кто, по сути, уже задумался о смысле жизни и о том, что его ожидает и как достичь здесь тот высший смысл жизни, который объяснит все сущее и даст ориентир, единственно верный, куда идти и как вообще воспринимать свое положение и свое предназначение. Такое восприятие мира материального в образе баньянового дерева как бы успокаивает мысль и дает понимание более определенное о себе и о том, куда себя направлять и что есть этот мир, и стоит ли так сильно разбивать в нем себе лоб, если он таков изначально, и как бы ни казался непостижимым и непонятным, но имеет в себе тот для человека завершающий момент, когда его, этот мир, можно преодолеть и выйти из-под его влияния достаточно не сложными средствами преданного служения Богу Кришне.


И все же мы должны отыскать его основание. «Я сын моего отца, мой отец сын такого-то и так далее», - эта цепочка приведет нас к Брахме, которого породил Гарбходакашайи Вишну.

БОГ: Нет. Все поиски не за пределами материального мира, а в нем самом и в нем и обеспечиваются единственным ответом. Не следует концы древа или его основы искать в космосе. Это иллюзорная цепочка, ведущая к Брахме или к Гарбходакашайи Вишну. Зачем искать то, чего нет и никогда не существовало. Все ответы присутствуют в материальном мире и каждому даются Самим Богом Кришной в свое время. Этот вопрос Знает только Бог Кришна и дает каждому ответ, как и само решение только через путь преданного служения.



Наши поиски закончатся только тогда, когда мы достигнем Верховной Личности Бога. Искать начало этого дерева, Верховную Личность Бога, следует, общаясь с теми, кто уже знает эту Верховную Личность.


БОГ: Не следует искать Бога Кришну тем, кто еще не готов заняться преданным служением. А тот, кто готов, его ведет к Себе Бог Кришна через развитие материальных и духовных качеств, как через колесо сансары, так и через путь преданного служения. Никто с Богом Кришной не разминется. Это не вопрос для материального мира. Это есть Изначальный План Бога на творение. И его никто не минует. В этом пути ведущим является только Бог Кришна. Никакие духовные учителя не в помощь. В современном мире путь к Богу Кришне через духовных учителей или наставников или преданных любой ступени преданного служения отменяется. Все вопросы по каждому человеку в плане преданного служения решает только Личность Бога.



Обретя от них знание о Боге, человек постепенно сможет отказаться от привязанности к иллюзорному отражению реальности. Знание помогает человеку разорвать свои связи с этим миром и достичь истинного дерева.


БОГ: Все необходимые Знания, как и желания, Бог даст человеку, готовому к преданному служению, божественным путем. Этот вопрос для каждого решает только Бог Кришна. И только Бог Кришна поведет человека по пути преданного полноценного старательного служения, как и поможет развить в преданном служении те качества, которые и выведут в свое время человека Волею Бога на духовный план. Все есть работа Бога в материальном мире над каждым.


В этой связи особенно важным является употребленное здесь слово асанга, ибо привязанность к чувственным наслаждениям и господству над материальной природой очень сильна. Поэтому мы должны учиться отрешенности, слушая тех, кто обладает подлинным знанием, и обсуждая с ними духовную науку, изложенную в священных писаниях.
БОГ: Что касается привязанности к материальному миру, то и этот вопрос для каждого преданного решает только Личность Бога и только через путь преданного служения. Этот вопрос сам человек решить не может. Но долгое и старательное, как и полноценное всеохватывающее преданное служение помогает человеку в процессе преданного служения постепенно отрешаться от условностей и посулов материального мира до того уровня, который достаточен, чтобы выйти за пределы материального существования. Эти вопросы решает только путь преданного служения, но никак духовный учитель или наставник. Этот вопрос двоих: Бога и преданного.



В результате общения с преданными и обсуждения с ними духовных тем мы сможем достичь Верховной Личности Бога.


БОГ: Никогда общение с кем бы то ни было не сможет помочь человеку достичь Личности Бога Кришны. Этот вопрос постепенного постижения Личности Бога Кришны решается только через путь преданного служения и самими преданными и тем, кто только становится Волею Бога на путь преданного служения.


Тогда первое, что мы должны будем сделать, - это предаться Господу.

БОГ: Предаться Богу Кришне возможно только через путь преданного служения и то настолько, насколько это позволит Личность Бога Кришны. Этот процесс предания себя Богу Кришне не разовый, а поэтапный и зависит от того, какие качества наработал преданный в пути преданного служения, и насколько эти качества будут способствовать преданию себя Богу Кришне. Этот вопрос полностью Управляем Богом Кришной, и никто не предастся Богу Кришне больше или меньше, но в той степени, которая на каждый данный момент преданного служения возможна.



Здесь описано место, откуда живое существо больше уже не возвращается к иллюзорному отражению - дереву материальной жизни. Верховная Личность Бога, Кришна, - изначальный источник всего сущего. Чтобы снискать милость Господа, нужно лишь покориться Его воле. И это происходит, когда мы занимаемся преданным служением, которое начинается со слушания, повторения и т.д.


БОГ: Что касается того, что необходимо покориться Воле Бога, то это достаточно ошибочное понимание. Нет такого на духовном плане, чтобы люди покорялись. Там нет ничего, что было бы против желания и понимания человека. Там не покоряются, а принимают Волю Бога за свою, не видя различия в своем желании и Воле Бога. Но для этого нужны непременно высокие духовные качества, и эти качества Бог развивает в человеке и когда он задействован в преданном служении и когда он не является еще преданным. Бог Знает, как надо вести творение, чтобы его качества были подходящими и для преданного служения и для выхода на духовный план.


Господь - причина появления материального мира. Он Сам уже сказал об этом. Aхам сарвасйа прабхавах: «Я источник всего сущего». Таким образом, чтобы перестать блуждать по ветвям могучего баньянового дерева материальной жизни, нужно предаться Кришне, а как только человек предается Кришне, он естественным образом избавляется от привязанности к этому широко распростершемуся материальному миру.


БОГ: Человек не может принять решения предаться Личности Бога Кришны. Это происходит не по желанию человека, а только в пути преданного служения. И только в этом пути человек постепенно Волею Бога начинает предаваться Богу Кришне, но в той мере, которая позволительна и не будет препятствовать развитию человека и проявлению им активности, которая при полном предании себя Богу настолько может ослабеть, что человек полностью может перейти на уровень бездействия, что достаточно опасно и что Бог не позволит. Но частично предаться Богу Кришне в некоторых вопросах может быть полезно и требовать от человека дополнительных усилий и стараний и в плане аскетизма и в плане добродетели и в плане самого преданного служения.



ТЕКСТ 5


нирмана-моха джита-санга-доша
адхйатма-нитйа винивритта-камах
двандваир вимуктах сукха-духкха-самджнаир
гаччхантй амудхах падам авйайам тат

них - без; мана - гордыни; мохах - те, чьи иллюзии; джита - побеждены; санга - общения; дошах - в ком изъяны; адхйатма - в духовном знании; нитйах - те, кто вечно; винивритта - не связаны; камах - те, кто вожделением; двандваих - противоположностями; вимуктах - освобожденные; сукха-духкха - счастьем и горем; самджнаих - теми, что называют; гаччханти - приходит; амудхах - тот, кого нельзя ввести в заблуждение; падам - в обитель; авйайам - вечную; тат - ту.

Тот, кто избавился от гордыни, освободился от иллюзии и порвал все ложные связи, кто познал вечность, покончил с материальным вожделением, кто, свободный от влияния двойственности, остается невозмутимым и в счастье, и в горе и кто знает, как предаться Верховной Личности Бога, достигает этого вечного царства.


БОГ: «5.Тот, кто избавился от гордыни и иллюзии, кто победил греховные связи, кто всегда пребывает в духовном знании, кто не стремится к удовлетворению чувств, кто свободен от двойственности, называемой счастьем и страданием, достигает, будучи неподверженным заблуждениям, вечную обитель.».





КОММЕНТAРИЙ: Здесь очень хорошо описано, как человек постепенно предается Господу. Прежде всего необходимо избавиться от опьяняющего воздействия гордыни. Обусловленная душа, возомнившая себя повелителем материальной природы, гордится собой, поэтому ей очень трудно предаться Верховной Личности Бога. Постигая истинное знание, человек должен понять, что властелином материальной природы является не он, а Верховный Господь. Свобода от иллюзий, порожденных гордыней, - это первое условие, которое необходимо выполнить, чтобы предаться Господу.


БОГ: Это качество, гордыня, не есть то качество, с которым вообще можно прийти к преданному служению. Если элемент такого качества в человеке присутствует, то Бог Кришна непременно это качества искоренит, уберет напрочь еще до преданного служения, вращая в колесе сансары, прежде чем подпустит хоть сколько-нибудь к преданному служению. Поэтому, если стоит вопрос о том, что человек должен начинать себя постепенно придавать Богу Кришне, то этот вопрос никак не должен упираться в его гордыню. Ее уже нет, как скоро он начал преданное служение. Предаются Богу Кришне уже в пути преданного служения, а не в подступах к нему. А это означает однозначно, что препятствий особых уже у человека в его качествах нет, и путь преданного служения автоматически будет такому человеку вручать предание себя Богу Кришне, но в той мере, в которой позволит Бог Кришна.


Тот, кто всегда ожидает почестей в материальном мире, никогда не сможет покориться Верховной Личности. Гордость порождена иллюзией: человек приходит сюда на короткий срок, а затем уходит, но тем не менее по глупости своей он считает себя хозяином мира. Тем самым он только создает ненужные сложности и навлекает на себя бесчисленные беды.


БОГ: это две разные вещи – гордыня и считать себя хозяином материальной природы. Гордыня – это высокомерие, уничижительное отношение к другим, это самонадеянность, осуждение, пренебрежение чужими мнениями и помощью, это очень высокое мнение о себе и своих возможностях. С этими проявлениями гордыни делать человеку в преданном служении нечего. Но что касается того, что человека считает себя тем, кто может потреблять материальную природу, ее изучать, в некотором смысле подчинять, то это уже не гордыня, а невежество, где человек не знает, кто именно Управляет, Кто за всем стоит, от Кого все исходит. Такой человек получает желание изучать природу, постигать ее законы, чтобы ее использовать, только Волею Бога и для развития человека, как и для поддержания своего тела. Для материальных людей это норма. Это тот путь, который в материальном мире предусмотрен и дается Богом. С этим качеством к Богу можно прийти. И постепенно в процессе преданного служения и изучения Святого Писания человек эти вещи и усвоит и будет через них мыслить, развиваться и достигать качества, угодные Богу Кришне.


Весь мир пребывает в этой иллюзии. Люди считают землю, на которой живут, своей собственностью и, пребывая в этом заблуждении, делят ее между собой.


БОГ: Материальный мир на том и развивается, что Бог дает ему иллюзию этим миром как бы управлять. Это норма для материального существования, и ее изымать из понимания людей и их практической материальной деятельности категорически нельзя. Это работа иллюзорных энергий Бога, которые очень могущественны и через такое восприятие материального мира помогают человеку быть заинтересованным в своем труде, в любом своем предприятии, в жизненных ситуациях, помогают вовлекаться в развивающие игры и роли и извлекать из них в итоге те качества, которые в свое время и откроют врата к преданному служению. О том, Кому все принадлежит и Кто за всем стоит, каждый Волею Бога узнает в свое время. Это не должно беспокоить преданных. Это не их дело кого-либо просвещать. Бог работает Абсолютно, и никто не будет лишен Совершенных духовных Знаний, но тогда, когда человек качествами, пониманием и уровнем своего мыслительного процесса будет готов эти знания принять и через них начинать мыслить, понимать и развивать качества высокого духовного порядка, т.е. когда Бог поведет человека по пути преданного служения.


Прежде всего необходимо избавиться от ошибочного представления о том, что этот мир принадлежит людям.


БОГ: Это материальный мир. Это вотчина Бога. Все законы здесь устанавливает Бог, Тот, Кто Знает. Если материальному человеку положено считать себя тем, кому все принадлежит, кто может использовать материальную природу, кто может изучать материальную природу и подчинять ее в некоторых вопросах себе, то так и будет. И более того. Бог и поддерживает и будет поддерживать людей, направляющих свои усилия на постижение и использование природы, на ее, если надо, покорение и управление ею. Ибо материальная природа далеко не проста, как и ее законы. И постижение материальной природы, участие в материальной природе, проникновение в ее тайны, есть то, через что Бог развивает творение и готовит его на путь преданного служения. И других инструментов, более действенных для развития качеств человека и подготовки его к преданному служению, у Бога в материальном мире нет.


Когда человек перестает мнить себя собственником, он разрывает все иллюзорные связи, порожденные привязанностью к семье, окружению и своей стране.


БОГ: Пока человеку надо будет считать себя собственником, он будет это делать, и Бог его поддержит, ибо на этом стоит материальный мир, и на этом происходит материальное и духовное развитие каждого. В свое время Бог Кришна именно через этот материальный мир и преданное служение Богу Кришне и разовьет у того, кому пора, отрешенность от посулов материального мира, как и покажет, Кто за всем стоит и Кому все принадлежит. Но все в свое время, и здесь торопить события нельзя.



Все эти ложные формы общения только привязывают его к материальному миру.


БОГ: Все связи, все долги, все обязанности, все привязанности в материальном мире есть Воля Бога, есть путь развития материальных людей, и только это есть причина подъема человека по ступеням материального и духовного становления на уровень тех качеств, которые в свое время Волею и Планом Бога открывают врата на путь преданного служения.


Миновав этот этап, человек должен усвоить духовное знание.



БОГ: Всем знаниям в материальном мире, а тем более духовным, свое время и Воля Бога. Эти вопросы решает только Бог, и обязать человека что-то знать невозможно, ибо прежде, чем получить высоко духовное знание и его усвоить, человек должен прийти к этому знанию с теми качествами и ступенью мыслительного процесса, которые эти знания примут и обеспечат им сохранность и понимание.


Ему надлежит понять, чтоџ действительно принадлежит ему, а чтоџ нет.


БОГ: Когда придет время познать человеку, Кто за всем стоит и от Кого все исходит и также, Кому все принадлежит, то тогда, однозначно, он должен будет принять, но это уже будет в преданном служении, что ему ничего не принадлежит, по сути. Но и использовать это знание практически никто не сможет, ибо иллюзорные энергии Бога не позволят человеку в такой мере осознать этот факт.


A научившись видеть вещи в истинном свете, он освобождается от влияния материальной двойственности и перестает различать счастье и горе, удовольствие и боль. Так постепенно он обретает совершенное знание и вместе с ним способность предаться Верховной Личности Бога.


БОГ: Освобождение от двойственности материального мира в полной мере не происходит, как и не возможно быть чистым преданным, как и не возможно достичь совершенства, как и не возможно постичь Личность Бога Кришны, как и не возможно полностью освободиться от гунн материальной природы, как и не возможно полностью предаться Личности Бога Кришны, как и не возможно постичь Совершенные духовные Знания во всей полноте, как и не возможно полностью отказаться от собственности, как и не возможно не считать себя причастным к своим делам или как и не возможно полностью принять, что ты не это тело… Все это в преданном служении достигается только в свою меру. Но достаточную, чтобы в свое время выйти за пределы материального существования.

Опубликовано: 2020-07-14 18:29:45
Количество просмотров: 72
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии